self study

О самообучении

Прошло достаточно времени после моего финального менторшипа. В связи с этим мне захотелось поделиться с вами своими выводами о самообразовании, которые я сделала за время преподавания.

Если вы читаете данную статью, значит, вас в той или иной мере интересует рисование, и, возможно, вы планируете стать иллюстратором. А если так, то вы должны понимать, что учиться новому нужно постоянно. Хорошо, когда есть персональный учитель или вам доступны курсы, но часто так бывает, что человек может рассчитывать лишь на себя и на то, что есть в открытом доступе. Именно о самообучении и пойдет речь в данной статье.

Как понять, что пора учиться?


kid

Как только вы ощутили в себе желание рисовать не ради самовыражения и медитации, а поставили себе какую-то цель.
Например, вы решили, что хотите начать зарабатывать рисунком на жизнь.
Вам нужно учиться!
Вы решили, что хотите стать знаменитым художником современности?
Вам нужно учиться!
Пришла в голову мысль о том, что вы достаточно знаете и можете уже сами преподавать?
Вам нужно учиться!
Думаю, уже стало понятно, что учиться нужно всегда. Исключить можно лишь случаи, когда рисунок используется в качестве арт терапии и не преследует никаких иных целей.


Где брать информацию?


kid

Нам с вами ужасно повезло жить в век, когда информация стала такой доступной. Сейчас практически каждый портал хоть как-то связанный с рисунком публикует то короткие заметки, то уроки о том, как что-то нарисовать, а то и целые видео лекции. Фактически, как только перед вами встает неожиданная мысль “нарисовать слона”, вы можете это вбить в поисковике и получить кучу информации о том, как лучше всего это сделать. Вы найдёте разные стили и техники рисования и сможете даже пошагово повторить рисунок за мастерами своего дела.
Интернет — портал в бездну знаний. Но вы должны понимать, что не каждый опубликованный урок подходит именно вам.


Как фильтровать информацию?

Находясь на краю этой бездны знаний, вы должны постараться чётко для себя сформулировать, что конкретно вы сейчас хотите изучить? Не пытайтесь хватать всё и сразу. Это почти никогда не приносит пользы, а лишь приводит к отчаянию от осознания “как много всего нужно знать и как мало часов в сутках, чтобы всё попробовать”.
Исходя из своих желаний и предпочтений, составьте для себя некий план действий.
Например, если вы хотите заниматься дизайном среды и окружения, так ли вам необходимо сейчас браться за изучение анатомии? Бесспорно, хорошо знать анатомию, тогда бы вы могли не только нарисовать окружение, но и вписать туда персонажа, и вот у вас уже будет сюжетная иллюстрация. Однако, браться за анатомию человека в первую очередь, тогда как хочется рисовать красивые настроенческие пейзажи, не продуктивно.

Приведу пример плана, который, на мой взгляд, выглядит стройно и логично для изучения дизайна персонажей:

  • Изучаем формы, их взаимодействие, соотношение, работу ритмов и контрастов. Понимание того, как работают простые формы – залог успеха.
  • Можно проштудировать анатомию. Не обязательно учить название всех косточек и хрящиков, вы не медик, а художник. Изучайте анатомию, как художник. Как и что в теле выглядит, как это зарисовать, на какие формы можно разбить и как формы будут меняться в зависимости от положения тела в пространстве.
  • Баланс! Балансу тоже нужно учиться. Это не только про правильную постановку персонажа, это ещё и про композицию, про распределение масс и работу негативного пространства.
  • Вы готовы перейти к работе со сложными ракурсами и позами. Динамика, жесты, мимика. Всё то, что сделает персонажа более живым.
  • Когда вы освоили и закрепили на практике основы построения и композиции, вы можете осознанно приступать к изучению цвета, света и, в целом, рендера вашего персонажа. Учиться красить красиво на самых начальных этапах – бессмысленное занятие. Без крепкой базы – как бы красиво вы там не покрасили придуманного героя, будет видно, что персонаж плохо продуман и слабо подан.
  • Для вас открывается бесконечный путь самосовершенствования. Вы подтягиваете знания на новый уровень по каждому из уже пройденных этапов.

Смотри уроки по дизайну персонажей и пробуй применять на практике полученные знания.

Как перевести теорию в практику?


kid

Часы теории освоены, мегабайты уроков прочитаны, лекторы стали повторяться и вам становиться скучно их слушать? Поздравляю, вы совершили одну из самых распространённых ошибок – забыли о практике.
Как бы вы ни мечтали узнать о каком-то волшебном правиле, после которого все ваши рисунки автоматически станут шедеврами, увы, без практики вся теория будет бесполезной. Рисование требует многочасовых практических упражнений. Иногда кажется, будто вы прекрасно поняли то, о чём вам только что сказал преподаватель, но истинное понимание приходит лишь после удачного многократно повторяемого практического применения.


Теоретическое знание закрепляется в голове лишь после постоянных повторений на практике.

Причем, часто так бывает, что вы давно что-то знали, уже стали пытаться применять что-то новое в своих рисунках, и вдруг поняли, что какое-то старое правило не соблюли. Это нормально! Нужно осознать свою ошибку и повторить рисунок теперь с учетом и нового знания и старого. Со временем ваша работа превратится в жонглирование разными правилами. Вы будете стараться ничего не забыть, учесть всё то, что вы выучили и так хорошо поняли, но, увы, постоянно что-то будете упускать. Это и есть обучение. Обучение строится на ошибках. Ошибки нужно совершать! Если вы не делаете ошибок, вы не учитесь, вы уже умеете.

Увы, именно боязнь совершить ошибку гасит пыл многих начинающих иллюстраторов. Нас так приучили с детства. Нас ругали, снижали балл и приучили бояться ошибок. Я же вас призываю не бояться их. Тем более, если вы сами видите совершённую ошибку, значит, ваше понимание продвигается вперёд, а практический навык отточить гораздо проще, чем продвинуть понимание. Увидели совершённую ошибку – похвалите себя и подумайте, как можно эту ошибку исправить? Если вы смогли найти ещё и решение для исправления найденной ошибки – вы вдвойне молодец! Если ошибки больше не находятся, не стесняйтесь просить помощи у товарищей по оружию. Например, в нашем телеграм чате “Рисовач” мы постоянно стараемся помогать другу другу, делать разборы работ и подсказывать, как решить ту или иную графическую задачу.

Как понять, что ты уже научился?


kid

Никак.
Не бывает такого, что в один прекрасный день вы вдруг осознаёте, что знаете и умеете рисовать всё. Всегда есть куда расти и чему учиться. Процесс обучения должен быть постоянным. Чтобы не испытывать моральных страданий от осознания собственного несовершенства, просто научитесь получать удовольствие от процесса получения новых знаний и от попыток применения их на практике. Это и есть удовольствие от рисования. Вы учитесь, вы рисуете, и это процесс постоянный без логического финала.

Как только ловите себя на мысли собственной офигенности и превосходства, поздравляю, вы застряли в болоте стагнации. Срочно ищите чему бы новому вы могли научиться. Возможно, новые для вас знания лежат в смежных областях рисунка? Часто так бывает, что, отвлекаясь на другую сферу творческих знаний, мы можем вынести что-то полезное для своей работы. Каллиграфия может внезапно продвинуть в понимании работы негативного пространства, что поможет чётче строить силуэт персонажа, работа со средой поможет начать лучше понимать цвет и свет и т.д.

Не верьте в то, что вы прошли эту “игру” до конца. Финальный босс ещё даже не за следующим поворотом.


Станьте моим патроном и получите доступ ко всем статьям, урокам, разборам и прочим полезным материалам в числе первых!